|
|
||||||||||
| |||||||||||
Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители и педагоги стали лучше осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же, как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Возникла потребность в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении, старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого 29 декабря 2012 г., пункт 27 статьи 2 звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. ст.5 п.1 того же закона). Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Создавая условия интегрированного воспитания в детском саду для детей с ОВЗ, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 9 ноября 2015 г № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования..." Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования" Приказ «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» Паспорт доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп населения Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов образовательной организации и предоставляемых ею услуг, оказания им при этом необходимой помощи Мероприятия по поэтапному повышению доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг в детском саду № 112 Перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг в сфере образования в детском саду № 112 Инструкция для работников детского сада № 112 по обеспечению доступности инвалидов к услугам и объектам, на которых они предоставляются.
В нашем детском саду созданы условия для работы с детьми с ОВЗ. Образовательный процесс выстроен таким образом, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды включены в него и обучаются совместно с другими детьми. Отдельно имеется группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (логопедическая группа), которую посещают 15-18 детей 4 — 7 лет с проблемами речевого развития. Корекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности осуществляется по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 112, разработанной в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. При оснащении логопедического кабинета учтены основные принципы построения развивающего пространства: вариативность, полифункциональность материалов, трансформируемость, насыщенность, безопасность и доступность. Оборудована зона для индивидуальной работы с детьми: зеркало с подсветкой и шторами, стол и стулья, зона для проведения подгрупповых занятий: доска, столы, полки с играми и пособиями. Рабочая зона оснащена современной функциональной мебелью, магнитофоном, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий. В кабинете много игр, пособий, которые доступны для детей и систематизированы для удобства использования. Имеются диагностические материалы для обследования речевого и психического развития детей. В центре развития лексико-грамматического строя и связной речи находятся предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений; лото, домино по изучаемым лексическим темам; игрушки и муляжи, настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи. В центре формирования произносительной стороны речи находятся дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.), игрушки для формирования артикуляционной моторики, картинки и фото разнообразных артикуляционных упражнений, схемы артикуляционных укладов, предметные и сюжетные картинки, картотеки речевого материала, настольно- печатные и дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Имеется раздаточный материал для подгруппы детей по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, разнообразные схемы для определения места звука в слове и т. п.); настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза; разрезной алфавит, магнитная азбука; слоговые таблицы. В зоне развития мелкой моторики находятся сенсорная коробка, разнообразные шнуровки, игры с прищепками, вкладыши, мозаики, массажеры, сухой бассейн, игры для развития мелкой моторики, самомассажа рук и развития тактильных ощущений трафареты, картотеки упражнений, разнообразные задания для развития графомоторных навыков; тренажеры для развития межполушарного взаимодействия. В кабинете есть игры, способствующие развитию психических функций и создающие позитивный настрой ребенка. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда систематически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. В кабинете педагога-психолога имеются диагностические материалы и коррекционно- развивающие методики и программамы , дидактические материалы, игры и пособия для развития сенсорики мелкой моторики детей, психологическая литература, учебно-методические пособия, игрушки, аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности. Специальными условиями получения образования детей с ОВЗ и детей инвалидов является создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, учитывающей особенности детей с ТНР; использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией; реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных организаций при реализации Программы; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с логопедом (не реже 2х раз в неделю) и психологом; обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи. С детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами работают специалисты: учитель-логопед Большакова Анна Евгеньевна, педагог высшей квалификационной категории, музыкальный руководитель Смирнова Ирина Борисовна, инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию Меньшикова Жанна Владимировна, педагог первой квалификационной категории, и педагог-психолог Мельникова Ирина Вадимовна (высшая квалификационная категория). Педагоги группы коррекционной направленности активно используют в своей работе следующие современные образовательные технологии: информационные компьютерные технологии; технологию проблемного обучения; технологию развивающего обучения; технологию сотрудничества; игровые технологии; технологию дифференцированного обучения и здоровьесберегающие технологии.Дети с ОВЗ и инвалиды имеют доступ ко всем специализированным помещениям детского сада: музыкальный, физкультурный зал, тренажёрный зал и спортивная площадка, плавательный бассейн, следовательно могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Оборудование и персонал пищеблока детского сада обеспечивают потребность воспитанников в четырехразовом питании (второй завтрак – фрукты, сок). Создание отдельного меню для детей с ОВЗ и детей-инвалидов не предусмотрено. Медицинское обслуживание воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется старшей медицинской сестрой и врачом-педиатром. Медицинский персонал наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролирует санитарное состояние помещений ДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ. Организация образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, адаптированная образовательная программа. Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не предусмотрен. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
| |||||||||||
| |||||||||||
|